Молодые капиталы


увеличить фото ...
Коммерсантъ. Издательский дом
увеличить фото
Говорят, что юноши и девушки сегодня мечтают о карьере чиновников и политиков, а не о собственном бизнесе. Говорят также, что средний возраст российских предпринимателей неуклонно смещается от 35-40 к 45-54 годам, а количество предпринимателей в возрасте до 30 лет сокращается. Об этом было специальное исследование фонда поддержки малого предпринимательства "Фора". Тем не менее мы решили собрать истории нынешних 20-летних российских бизнесменов, которые самостоятельно добились успехов в бизнесе либо, как мы надеемся, добьются их в скором будущем.
Финансист
Григорий Карповский, год рождения 1979, образование — экономический факультет МГУ.

Компания: "Еврокоммерц", лидер рынка факторинговых услуг, представительства в 55 регионах России, чистая прибыль за 2007 год — $90 млн.

Г. К.: Первая моя работа — продажа "белой" техники. В течение нескольких месяцев дослужился до руководящей позиции. Поехал на стажировку в Европу и там обнаружил, что есть люди, которые в этой должности работают десятками лет! Это открытие и побудило создать собственный бизнес. В середине 2000 года начал усиленно думать о возможной нише. Поскольку я заканчивал кафедру "Финансы и кредит", хорошо представлял себе, какие финансовые услуги востребованы в мире и каких на тот момент не было в России. Не было такой услуги, как факторинг. Получилось смешно: я пришел к своему будущему партнеру, человеку хорошо известному на финансовых рынках, с этим предложением, и он сообщил, что тоже давно об этом думает.

Считается, что молодые люди могут начать что-то делать в серьезной области, только имея связи. Ничего подобного, могу я сказать. Я писал письма в крупнейшие европейские компании, которые занимаются этой услугой, и руководители подразделений или первые лица встречались со мной, чтобы делиться опытом. Потом понадобились деньги. Мы выписали из справочника сто крупнейших финансовых компаний с именами первых лиц. И обзванивали их. Где-то четверть с нами встретились. Да, большинство — посмотреть на нахалов или предложить работу. Но из этих людей как раз и нашелся один, который согласился дать нам первый кредит.

На первых порах собственников компании было четверо, и доли у нас были равные. В 2006 году оборот компании превысил 66 млрд рублей. Для того чтобы развиваться дальше, нам нужен был более солидный капитал. Нами заинтересовалась "Тройка Диалог", и весной состоялась сделка — в состав акционеров компании "Еврокоммерц" вошли Troika Capital Partners и фонд Russia New Growth Fund. Эта сделка — огромная удача. Во-первых, теперь мы имеем $380 млн собственного капитала. А во-вторых, лучшую, я думаю, на рынке экспертизу. Сегодня нет такого инструмента фондирования, который мы бы не использовали — вплоть до финансирования из стран восточного мира... Это, конечно, совершенно иной уровень, на международных экономических форумах я могу на равных общаться с представителями крупнейших корпораций мира. Вот недавно беседовал в Сингапуре с одним бизнесменом из Лондона. Он, когда узнал, сколько мне лет, закричал: "Ну почему я не родился в России!" У меня тоже есть ощущение, что в другой стране ничего такого, что получилось здесь, у меня не получилось бы.

Мобильные продавцы
Алексей Крыловский, год рождения 1984, образование — РЭА имени Плеханова, ВШЭ.

Илья Синельников, год рождения 1985, образование — РЭА имени Плеханова.

Компания: Lexil.

А. К.: Честно говоря, после окончания университета у нас даже мысли не было пойти работать в чужие компании. Мы сразу начали готовить свой проект. И не просто проект, а уникальный медиапроект. Сейчас уже можно рассказывать, потому что уже в конце марта все заработает. Речь идет о масштабной сети Bluetooth. Для начала в Москве и Санкт-Петербурге появится порядка 5 тыс. точек нашего присутствия — мы создали технологию передачи мобильных сообщений на мобильные устройства по Bluetooth. С помощью этой разработки все активные пользователи Bluetooth будут получать индивидуальные информационно-развлекательные сообщения в зависимости от места присутствия клиентов. Например, если посетитель находится в кафе, ему отправят новости и анекдоты. Если в кино, придет афиша и видеотрейлер. Внутри сообщений будут размещены рекламные блоки, конечно, с их помощью проект и будет зарабатывать. Специалисты уже рассчитали потенциальную лояльность нашей аудитории. Цифры очень оптимистичные: каждый третий пользователь телефона с Bluetooth — наш.

И. С.: Как мы получили деньги на проект? Это мы можем рассказать. Не можем только сказать от кого, это является коммерческой информацией. Но это компания — лидер в своей отрасли и входит в Топ-100 крупнейших российских компаний. Конечно, мы пытались задействовать связи. Но, во-первых, не очень-то они у нас были, а во-вторых, речь шла о $16 млн. Согласитесь, чтобы такие деньги получить на ерунду, нужно быть сыном олигарха, а не знакомым его служащего. А это не о нас.

Да, встречу с нашим акционером помог организовать одноклассник, который работает у него топ-менеджером. Но просить одноклассников — это был не единственный путь. Мы работали с социальными сетями. Может быть, это смешно, но это работает, будьте уверены. Мы писали в Moikrug незнакомым, но нужным нам людям, и они довольно часто откликались. Сейчас мы уже не просим у них денег, а работаем как партнеры.

Визуализатор
Илья Варламов, год рождения 1984, образование — МАРХИ.

Компания: группа компаний iCube — лидер на рынке компьютерной визуализации, годовой оборот — $3 млн.

И. В.: Главное — это, конечно, лень. Сначала мне было лень делать диплом. И я собрал архитектурную студию, чтобы она его делала. Похоже, у меня есть организаторские способности. Вот они делали, делали — и стали довольно известными. В этой области, конечно, нужно лет 20 работать, чтобы лидером стать, но за два года там тоже неплохо поработали, другие за пять лет такого добиваются. А в 2000 году появилась другая компания, которая занялась компьютерной визуализацией. И она стала крупнейшей в России. А потом мне вообще стало лень работать. И я построил такую вертикаль власти, чтобы тратить на работу не больше 20% времени. Так сейчас и живу. Путешествия, спорт — это в основном, работа — по минимуму. Ну, общественная деятельность еще. Купили компанию, занимающуюся компьютерной графикой. Это направление невыгодное, я его как общественную деятельность рассматриваю. Еще премию учредили в области компьютерной графики, помогаем детишкам, увлеченным этим делом. Думаю, в ближайшее время благотворительный фонд создадим, чтобы детям помогать. Только нужно спонсоров найти — сами-то мы еще не такие крутые, чтобы благотворительностью заниматься.

Реклама на открытках
Денис Гурской, год рождения 1976, образование — МАМИ (бросил после третьего курса).

Мария Канунникова, год рождения 1979, образование — МГПУ имени Ленина.

Компания: Fly Cards — лидер рынка рекламных открыток, годовой оборот — $6 млн.

Д. Г.: Я уже два года не занимаюсь оперативным управлением. У меня родился ребенок, и я живу в Праге, ращу его. Ну да, именно так я все и планировал, чтобы, когда появятся дети, уже не отвлекаться от них. Потому что дети — это важно, а все остальное — не так. Создал компанию, она работает, приносит прибыль, там все прекрасно. Случайной в этом плане стала только Прага и то, что растить ребенка приходится одному. Я не думал уезжать, просто оказалось, что в моей ситуации так проще.

Первая моя компания называлась Job Flora, занималась она озеленением офисов, я ее зарегистрировал в 19 лет. Потом появилась идея делать рекламные открытки, чтобы размещать их на стойках в клубах, барах и ресторанах. Идею подсмотрел на Западе. Уже через три года после создания у компании был оборот $1,5 млн. Так что идея здравая была, но до того, как я ее осуществил, людей, разделяющих мой энтузиазм, не было.

М. К.: В компании я начинала работать простым сотрудником, а сейчас я партнер. Жизнь моя сейчас вся подчинена бизнесу. Даже по ночам снятся новые проекты. У нас ведь очень бурно сейчас развиваются спецпроекты. Размещаем статические формы в вузах, в фитнес-клубах. Поскольку мы зарекомендовали себя как компания, которая работает с нестандартными формами рекламы, к нам обращаются. К тому же штат вырос. Когда я стала директором, штат был в два раза меньше, а сейчас 100 человек уже. Подразделений много, а руководители все молодые — 23-24 года, приходится многое разъяснять. Но я уже не могу без этой жизни. Мне одного дня хватает, чтобы восстановиться, а неделя отдыха — это уже каторга для меня.

Продавец вирусов
Екатерина Тихонова, год рождения 1988, образование — журфак МГУ, третий курс.

Компания: WOM — один из лидеров рынка вирусного и партизанского маркетинга.

Е. М.: Я зарегистрировала собственную компанию всего несколько месяцев назад. Но на этом рынке со своей командой работаю давно, и, думаю, не будет преувеличением сказать, что я на нем лучшая. Я со своей командой реализовала акции по продвижению магазинов "Утконос", фильмов "Ирония судьбы-2", "Хитмен", "Тиски", "Наводнение", "Чужой против Хищника", "Поцелуй не для прессы", а также iPhone, компании "Интегрум", Райффайзенбанка, банка "Церих", сайта weborama.ru. А начинала я работать обычным редактором в журнале "Ваш досуг" и к профессии рекламщиков относилась с предубеждением. У меня был свой блог в LiveJournal, довольно популярный. И ко мне стали обращаться с просьбами о проведении кампаний вирусного маркетинга. Первая кампания — как раз реклама Axe — дала рост продаж на 126%. Тогда меня пригласили поработать в агентстве. А уже через год я поняла, что моя команда (было 15 человек, сейчас больше) готова работать самостоятельно. Сейчас мы распространяем вирусы и в онлайне, и в офлайне. Это очень специфическая деятельность, и мы все очень специфические люди. Для этой профессии мало кто годится. Я гожусь. Сейчас я полностью погружена в это дело. Личной жизни — ноль. Мои кумиры — это вирусоносители. Их еще называют чихателями. Это те, кого удается заразить вирусом и кто его дальше разносит. Учеба... По остаточному принципу. Но есть надежда, что с учебой все будет хорошо. Мой факультет заказал мне работу. У журфака есть один проект, нуждающийся в раскрутке, и меня попросили сделать вирусный посев. Я, конечно, согласилась — бесплатно.

Разработчик сайтов
Михаил Токовинин, год рождения 1981, образование — МАДИ.

Компания: QSoft — лидер рынка разработки сайтов на основе CMS (система управления контентом) "Битрикс", оборот — около $2 млн в год.

М. Т.: Когда-то я начинал работать в качестве руководителя небольшой розничной сети. Вот это действительно трудно для молодого человека — ходить в костюме к чиновникам, встречать эти удивленные взгляды — вроде как "иди в песочницу, малыш". И я стал думать о бизнесе, который мне больше подходит. Сейчас конкуренция среди разработчиков сайтов очень жесткая, вся молодежь этим занимается. Свою нишу я обдумывал в течение полугода, но в конце концов, как показывает практика, нашел. Первое время работали в минус, но очень старались делать качественно. Год было очень трудно. А потом пришли контракты от "Эльдорадо", нескольких интернет-магазинов — и стало легче.

Хотя, конечно, сложностей навалом. Трудно было перейти организационный рубеж в 10 человек, потом в 20, потом в 30... Нас все время зовут на семинары, где обещают объяснить, как строить компанию, но я как-то не верю, что там что-то полезное расскажут. Книжки вот я читаю. Но там тоже не пишут, как программистами управлять. Сейчас в компании работают 50 человек. Все моего возраста или моложе. Так проще, я хоть понимаю, что у этих людей в голове происходит. Молодые — они мечтают о чем-то, чего-то хотят, их мотивировать можно. А чем мотивировать людей с семьями, которым за 30, я ума не приложу. Хотя сейчас появляются взрослые люди в компании. Нас много уже, пришлось взять специалиста по HR, это взрослая 30-летняя девушка. Теперь вот нужно искать директора по финансам. Тоже задачка — я никогда раньше директоров по финансам не нанимал.

Сапожник
Никита Шавельзон, год рождения 1983, образование — МУСПб, третий курс.

Компания: Shavelzon Shoes.

Н. Ш.: Так получилось, что работать мне пришлось с 14 лет, а первую компанию я приобрел, когда мне еще не было 16. По закону в этом возрасте заниматься бизнесом еще нельзя, так что пришлось оформлять ее на другого человека. Сначала я занимался книжной розницей. А именно нотами. Я сам окончил музыкальную школу и знаю, какое количество нот нужно для обучения лишь на одном инструменте, а их десятки. Так что рынок довольно большой. Дело в том, что производителей нот много, и все поставляют их в магазины поодиночке. И даже не все могут охватить большое количество точек продаж, если издательство бедное. В результате в магазинах только с нотами работает целый штат товароведов, которые штампуют накладные пачками. Я выстроил сеть контактов, на складе у меня было постоянно до 20 тыс. позиций нотной продукции, и это всем было очень удобно. Конечно, это только на словах просто звучит. На самом деле, когда 16-летний человек приходит договариваться с директором издательства или магазина, только очень немногие способны вникнуть в то, что он предлагает. Наверное, возраст сыграл в этой истории фатальную роль, поскольку, когда сеть была отстроена и бизнес стал привлекательным, из этой цепочки меня выкинули.

После этого я понял, что торговать чужой продукцией я не хочу. В 2000 году я создал собственное издательство "Золотое руно". Первым делом я напечатал дневник для музыкальной школы. Раньше таких дневников не было, и они пошли на ура. Сейчас издательство производит 50 наименований, развивается вполне нормально. Но я сейчас занят другим. Однажды по случаю я сшил себе ботинки у мастера, работавшего в легендарном экспериментальном обувном цехе при ГУМе, этот цех шил обувь для членов ЦК и кинозвезд. Я должен сказать, что когда человек впервые надевает специально для него сшитую обувь, он никогда ничего другого носить не будет. Тот цех давно развалился, и я подумал, что его следует возродить. Я построил новый цех, заказал станки, собрал костяк старой команды. И с осени прошлого года мы начали работать. Сейчас уже делаем 30 пар в месяц — для начинающего ателье это совсем неплохо, учитывая, что минимальная цена пары — $1,3 тыс. рублей, а какие-нибудь экзотические ботинки из кожи крокодила стоят около $3 тыс. Но мы еще ниже рынка, пока что привлекаем клиентов. В будущем я собираюсь сделать также фабрику готовой обуви. На это нужно около €1 млн, и, если сейчас ателье будет делать 100-150 пар в месяц, эти деньги у меня будут. В принципе предложения по индивидуальному пошиву обуви на российском рынке есть. Но почти все говорят, что снимают мерку здесь, а шьют в Италии. А я честно сообщаю, что шьют местные мастера. И качество моей обуви не хуже, чем самой лучшей итальянской.

Друзья Билла Гейтса
Станислав Воног, год рождения 1983, образование — МФТИ.

Компания: Musigy Inc.

В 2004 году четыре студента МФТИ — Станислав Воног, Николай Сурин, Александр Попов и Руслан Гильфанов — начали работать над программой, с помощью которой музыканты из разных стран могли бы играть через интернет, видя и слыша друг друга без задержки во времени. В 2005 году в Иокогаме этот проект победил на конкурсе Imagine Cup. С этой программой они выиграли конкурс студенческих проектов Microsoft Imagine Cup. За победу в конкурсе разработчики получили $25 тыс., которые они потратили на поездку в Силиконовую долину. С презентацией своего продукта студенты выступили перед фондами DFG, Mayfield, Red Point Ventures, Blue Run. Эти фонды денег не дали, но поездка все равно окупилась с лихвой. Там они встретили своего первого инвестора — бизнес-ангела и выпускника того же МФТИ Владислава Кузнецова. Вместе с другими бизнес-ангелами он вложил в технологию около $100 тыс. На эти деньги в Силиконовой Долгопе (условное название родины МФТИ — Долгопрудного) была создана компания Musigy. Он же помог разработать план дальнейшего развития компании, который был представлен Биллу Гейтсу во время его приезда в Москву 7 ноября 2006 года. План Гейтс одобрил, но больше денег не дал.

Начальные инвестиции, тем не менее, позволили создать сайт musigy.com — социальную сеть для музыкантов со всего мира, где каждый может выкладывать свои записи и играть с людьми из других стран. Сайт получил известность в декабре 2007 года, когда в прямом эфире канала "Россия" грузинская виолончелистка и российские балалаечники сыграли вместе "Подмосковные вечера", находясь каждый в своей стране и соединившись через социальную сеть Musigy. "Если бы был организован простой телемост, то задержка звука составила бы 1-1,5 секунды,— говорит управляющий директор Musigy Inc. Станислав Воног.— А с нашей технологией — 0,06 секунды. Так что будущее за интернет-концертами". Компания пока не зарабатывает, но, как и другие социальные сети, намерена заработать на рекламе и допуслугах. Предполагается, что некоторые сервисы сайта будут платными (например, возможность играть с большим количеством участников, оформление своего профиля в сети, отправка виртуальных открыток и т. д.). Компания планирует к концу 2008 года выйти на несколько сотен тысяч зарегистрированных пользователей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий